Заказать обратный звонок


+7 905 744-06-06

пн-вскр с 10:00 до 22:00

Арбатская Смоленская

Схема проезда

Актёрская школа
Екатерины Рохинской
с 2005 г.

Обратный звонок

Сценическая речь как основа актерского мастерства. Часть 2.

Com

Логическое ударение обязательно; вместе с паузами и другими компонентами структуры оно выявляет содержание, служит средством передачи «смысла»  высказывания.

Речь не управляется никакими законами, а зависит только от намерений говорящего.

Человек говорит не предложениями, а фразами, построенными по правилам языка, преобразованным конкретным контекстом и  ситуацией.

Фраза – единица речи, являющаяся высказыванием, выражающим отдельную достаточно законченную мысль и имеющим варианты в зависимости от различных коммуникативных типов и видов фразы. Так, например, в предложении «залаяли собаки» сообщается «значение», информация о факте. Теми же словами в живой речи можно предупредить, подтолкнуть, остановить, узнать правильную дорогу, попытаться спрятаться от опасности и, в зависимости от обстоятельств и задач, изменится мелодика фразы, паузы и темпо-ритм. 

 В прозаической строфе большую роль играет первое, начальное суждение, обобщение, из которого вырастает и развивается все логическое целое. Это обобщение как бы задает тон, характер всего эпизода.

Абзац – это ряд простых или сложных предложений, связанных в одно целое единством темы. Он обозначается на письме красной строкой. Абзац имеет глубокое внутреннее содержание. Он помогает уточнить авторское решение, значимость каждого эпизода рассказа, почувствовать стилистические особенности текста.

Прочитать главу «Законы речи» (Станиславский).

Умение разделить фразу паузами на речевые такты ради создания ее точной перспективы – одно из самых важных в сценической речи.

«Синтагма - это семантико-стилистическая единица речи, отражающая «кусочек действительности», наполненная живой экспрессией и интонацией данного сообщения» - В.В. Виноградов.

Членение речи паузами, пожалуй, наиболее вариативно в процессе общения, наиболее подчинено подтексту, действенной задаче.

На сцене, как и в жизни, речи вне подтекста, вне смыслового, то есть действенного содержания не существует.

Нельзя сказать фразу «абстрактно-логически» в живой речи, где логическое и психологическое – единое целое. Нельзя и учить на занятиях по сценической речи одному, а на мастерстве другому. Мы всегда имеем дело с живым человеческим общением, для которого самое существенное – речевое взаимодействие, сцепление «смыслов» между портерами, тот крючок и петелька, о которых когда-то говорила О.О. Садовская.

Нельзя сначала передать информацию, а уже потом свое отношение или свою задачу. Мысль всегда существует в конкретно-чувственной, эмоциональной, действенной форме. Как только возникает общение, появляются и главные «по смыслу» слова, паузы, рождается эмоционально-насыщенная, действенная речь.

Ударение на сцене, как и в жизни, - это способ выделения слова, несущего в себе смысл речевого эпизода. Ударение всегда совмещает в себе и логическое и психологическое, и «значение» и «смысл», всегда насыщено эмоцией, оценкой, отношением.

Смысловое действенное ударение – главное интонационное средство выражения «смысла» фразы в устной речи при помощи всех интонационных ее характеристик: изменение высоты, силы, скорости. Смысловое, действенное ударение вырастает из контекста, выражает «новое» в высказывании, определяет перспективу мысли, целиком подчинено задачам взаимодействия. Оно рождается из сплава мысли, чувств, оценок, видения человека. И, что наиболее важно, смысловое ударение определяется не «значением», а «смыслом» высказывания, то есть подтекстом и действенной задачей общения.

В процессе речи на сцене «что говорить» тесно увязано с тем «ради чего говорить» и «как говорить».

Действенный анализ всегда первичен в работе актера.

Станиславский говорил: «Ударные слова – это только придорожные вехи, по которым находит верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль действующего лица. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова во фразе» А мысль, по Станиславскому, всегда определяется тем, что стоит за текстом.

Главный путь к подлинному речевому общению, по Станиславскому, это «тот органический процесс, на который в дальнейшем лягут слова. Следовательно, во-первых, надо прозондировать партнера, во-вторых, заставить его принять ваши видения и, в третьих, проверить восприятие партнера» В основе этого органического процесса лежит накопленный прожитый в реальности или в воображении мир видений, знаний, ощущений, оценок и обстоятельств. Из действенного анализа, из подтекста и линии сквозного действия рождаются верные ударения, направленные к сверхзадаче, рождается живая логика речи. 

«Видеть события – значит одновременно и переживать их и действовать в соответствии с ними». Только затем, через уточнение логики действий и освоение предлагаемых обстоятельств возникает «образ результата», конкретизируется сверхзадача, происходит вторичная ориентировка в условиях задачи, формируются конкретные пути воздействия.

Ошибочные суждения о путях и способах реализации предложения во фразе, нечеткость представления о законах и правилах логики и интонации сценической речи имеют несколько причин: прямое перенесение закономерностей изолированного предложения на процесс живого речевого взаимодействия; подход к предложению как средству выявления мысли и чувства, а не действия; непонимание особенностей коммуникативной функции предложения; неверное представление о структуре и специфических свойствах речевого общения.

Речевое общение мы рассматриваем как осмысленную деятельность, направленную на достижение внеречевой задачи. На этой основе формулируется.

Законы речи

 

Первый закон речи – закон словесного воздействия.

Всякое речевое общение имеет конкретную цель, ради которой оно осуществляется.

 

Второй закон логики речи – закон сверхзадачи.

Речевое общение всегда осуществляется в определенных конкретных предлагаемых обстоятельствах и условиях. Поэтому законом логики речи является закон контекста.

Речевое общение как деятельность осуществляется через систему конкретных последовательных действий.

 

Третий закон логики речи – закон сквозного действия.

Речевое действие всегда включает необходимость последовательного разрешения цепи взаимосвязанных задач.

 

Четвертый закон логики речи – закон перспективы.

В системе речевого действия движение мысли осуществляется от известного к новому, к тому, что надо узнать или осуществить.

 

Пятый закон – закон нового понятия или, говоря иным языком, закон предикативности, закон актуализации фразы.

В речевом действии ход мысли, согласно законам логики мышления, идет от понятия к суждению и умозаключению. Путем анализа, сравнения мысль может быть утверждена, развита или отвергнута.

 

Шестой закон – закон сравнения и противопоставления.

Законом речи является закон раскрытия подтекста. Законом логики речи является создание в воображении четкой и последовательной линии видений. Только свободное владение законами открывает возможность овладения логикой сценической речи и определяет последовательность работы над текстом.

Стабильные, сложившиеся в данном языке логические связи в предложении, его знаки препинания помогают выявить и уточнить мысль автора, «вычитать» его логику, стилистические особенности текста.

 

Правила речи связанные с произнесением устойчивых словосочетаний

 

Правила меняются в зависимости от контекста.

Интонация, по меткому выражению Н.И. Жинкина, - это действительность. Вне интонации нельзя произнести ни звука, ни слова, ни предложения, через интонацию выявляется смысл речи, ее подтекст.

Станиславский говорил: «Слово и интонация являются результатом ваших мыслей, ваших действий».

В своей позднейшей рукописи, «Законы речи», Станиславский пишет: «Никогда не заучивайте фонетики сценической речи. Она должна рождаться сама собой, интуитивно, подсознательно. Только при этом условии интонация сумеет передать в точности жизнь человеческого духа роли. Заученная звуковая фигура суха, формальна, безжизненна. Раз и навсегда я отрицаю и осуждаю ее… Работа над интонацией не в том, чтобы придумать или выжимать ее из себя. Она является сама собой, если существует то, что она должна выражать, то есть чувство, мысль, внутренняя сущность, если есть то, чем можно ее передать, то есть слово, речь, подвижной, чуткий, широкий, выразительный звук голоса, хорошая дикция. О них-то вы и заботьтесь, их и вырабатывайте в первую очередь, тогда и интонация придет сама собой, интуитивно, по рефлексу». 

Интонация в речевом общении

 

Интонация – самый подвижный элемент речи, и в этом заключается ее наиболее важная и интересная особенность. Порядок слов, паузы, ударения могут оставаться во фразе стабильными, а «смысл» изменяться через интонацию.

Формирующийся в процессе общения интонационный характер речи индивидуален, так как в своей основе речевая интонация адекватна не «значению», а «смыслу», а значит, обязательно отражает ситуацию, конкретные взаимоотношения.

Материал подобран Е.А. Рохинской на основе учебника «Сценическая речь» А.Н. Петровой.

Сopyright © 2015 by lisse-art.ru. Все права защищеныЗапрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельца — "Актерской школы Екатерины Рохинской".

13 октября 2015