Заказать обратный звонок


+7 905 744-06-06

пн-вскр с 10:00 до 22:00

Арбатская Смоленская

Схема проезда

Актёрская школа
Екатерины Рохинской
с 2005 г.

Обратный звонок

Творчество Аркадия Райкина (часть 3)

35

"Своими словами" (авторы В. Масс и М. Червинский). Летом 1945 года Ленинградский театр миниатюр гастролировал с этим спектаклем в Москве. Идейным стержнем этого веселого, музыкального представления был исполненный Райкиным лирический фельетон "Дорогие мои земляки". На маленькой станции встречались фронтовики: одни ехали на запад, другие на восток. В привокзальной суете, на ходу обменивались замечаниями, шутками, узнавая земляков.

"Приходите, побеседуем!" (1946 г. авторы те же). Центральным номером был фельетон — пьеса-монолог "Мои современники". Действие переносилось в 80-е годы, на 40 лет вперед. На эстраде старик, листая страницы пожелтевших газет, вспоминал прошлое. Одной из лучших работ Райкина стала миниатюра "Человек остался один".

"Откровенно говоря" (1947г. автор В.Поляков). Одним из лучших был фельетон "В гостинице "Москва". Артист рассказывал о людях, приехавших в столицу со всех концов страны. Более тридцати персонажей представало перед зрителями в изображении Райкина. А в миниатюре "Из окон дома" речь шла о воспитании детей. Декорация показывала фасад дома. Из разных окон поочередно выглядывали пятеро "воспитателей", предлагавшие различную "методику" воспитания.

В послевоенный период в спектаклях Ленинградского театра миниатюр занимает все больше места международная тема и политическая сатира: "На разных языках", "Любовь и коварство", "Вокруг света в 80 дней", "Под крышами Парижа", "Смеяться, право, не грешно". По силе сатирического обличения в программах выделялся номер "Лестница славы", который долго оставался в репертуаре Райкина. На эстраде у подножия лестницы стоял скромный молодой человек и приветливо разговаривал с другом. Но, восходя по "лестнице славы" от ступеньки к ступеньке наш герой заметно менялся. В том же сатирическом ключе решалась другая миниатюра "Непостижимо". Райкин показывал в ней некого Петра Сидоровича, его рабочий день, который ничем не отличался от обычного, за исключением того, что у героя буквально исчезала голова. Но никто этого не замечал (вспоминается "Нос" Гоголя — гротесковый прием). Гротесковый прием есть и в миниатюре "Наш знакомый" или "Почти по Гоголю", герой которой, представившись как Хлестаков Иван Александрович, говорил, что так любит критику и самокритику, что в случае чего готов даже сам на себя послать анонимку.

Новые спектакли продолжали появляться ежегодно: "Времена года", "Белые ночи", "Любовь и три апельсина" (по мотивам сказок К. Гоцци, тесная связь с "Принцессой Турандот" и масками комедии дель арте. Райкин не раз сам упоминал свою внутреннюю связь как артиста с итальянской комедией масок), "От двух до пятидесяти" (сост. из 20-ти миниатюр), "История одной любви" (четыре времени года — четыре периода жизни человека — юность, молодость, зрелость, старость), "Время смеется", "Волшебники живут рядом", "Светофор", "Участковый врач" (монопьеса авт. М. Жванецкого). Спектакли 70-х годов: "Плюс-минус", "Зависит от нас".

Особенную популярность завоевали такие миниатюры, как: "Одиннадцать неизвестных", "Борьба с проклятой", "Поезд жизни", "Невероятно, но факт", "Талант", "Коликчество и какчество", "Юбилей", "Джульетта", "Взятка", "В приемный день", "Дефицит" (М. Жванецкий), "Век техники" (М. Жванецкий).

В 60-е годы начались выезды театра за границу: Польша, Болгария, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Германия, Англия. Некоторые номера исполнялись на языке страны. Английские зрители сравнивали Райкина с великими комиками — Гроком и Чаплиным. Сравнение с Чаплиным не случайно. С мыслями о нем Райкин начинал работать на эстраде. В одной из первых программ театра он выходил в маске Чаплина, исполняя песенку и танец из кинофильма "Новые времена".

Помимо авторов, в театре выросли талантливые актеры: Р. Карцев и В. Ильченко, Г. А. Новиков, О. Н. Малоземова, Р. М. Ром, В. З. Горшенина, В. Н. Ляховецкий, М. И. Максимов, Т. Д. Кушелевская и др. У Райкина многое заимствовал Л. Горелик, учеником Райкина называет себя Г. Хазанов.

Сopyright © 2015 by lisse-art.ru. Все права защищены. Запрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельца — "Актерской школы Екатерины Рохинской".

3 августа 2015