Заказать обратный звонок


+7 905 744-06-06

пн-вскр с 10:00 до 22:00

Арбатская Смоленская

Схема проезда

Актёрская школа
Екатерины Рохинской
с 2005 г.

Обратный звонок

Творчество Аркадия Райкина (часть 2)

42

Готовясь к премьере, Райкин хотел как можно дальше отойти от обычного конферанса, стать полноценным участником всего спектакля. Вскоре он становится не только ведущим актером, но и художественным руководителем театра. В Театре миниатюр талант Райкина расцвел особенно ярко. Он отлично чувствовал смешное и умел это смешное тонко и умно показать зрителям. А рядом с сатирой и юмором, как и прежде, лирика и патетика. Так, в сценке "Жанна на шее" Райкин играет человека, который в пожилом возрасте ушел от семьи к молодой женщине, но через год выясняется, что любви-то настоящей нет. И уже от своего лица Райкин полуутвердительно спрашивает зрителей: "Не смешно?".

Райкин все больше задумывается о репертуаре. Вместе с авторами он стремился к парадоксальности сцен, к неожиданным поворотам сюжетов, к гротеску. Сатира Райкина била по обывателям, халтурщикам, начетчикам, хвастунам, взяточникам, равнодушным людям. Аркадий Райкин за годы своей творческой работы на эстраде создал бесчисленное количество самых разнообразных персонажей.

Кроме обычных для театра миниатюр номеров в программе появился МХЭТ, что расшифровывалось как Малый Художественный Эстрадный Театр. На фоне небольшого занавеса с изображением фантастической птицей чайкой-гусем двумя актерами (А. Райкин и Г. Карповский) разыгрывались маленькие, на две-три минуты, сценки с неожиданным сюжетным поворотом в финале. Это было похоже на инсценированный анекдот. (Почтенный лектор с пафосом призывает беречь социалистическую собственность. Упоенный своим красноречием, он ломает указку, а потом и кафедру. Или, гражданин переходит улицу в неположенном месте. Услышав свисток милиционера, он прикидывается слепым, и милиционер сам осторожно переводит его через улицу.) Миниатюры МХЭТа позволили Райкину показать свое удивительное искусство трансформации, безупречное ощущение ритма внутренней жизни персонажа, мастерство актерского перевоплощения. Авторы и режиссеры, работая с Райкиным, находили идеальное сценическое воплощение.

Первая, целостная программа Ленинградского театра эстрады и миниатюр "За чашкой чая" была написана Поляковым в 1940 году. Кроме новых миниатюр МХЭТа, в программу была включена одна из ранних работ Райкина — комическая пантомима "Рыболов", где артист создавал характер маленького, незадачливого, но неунывающего человека, которому фатально не везет во всем, даже в рыбной ловле.

Заметной вехой в творческой биографии Райкина стала следующая программа, выпущенная накануне войны, — "Не проходите мимо!", автором которой снова был Поляков. В ней впервые Райкин прочитал публицистический фельетон "Невский проспект". Постановку осуществлял режиссер цирка и эстрады А. Арнольд. Монолог густо "населялся" людьми и каждый из них, охарактеризованный двумя-тремя словами, становился живой фигурой. Люди встречались, расходились, обменивались репликами. По ходу "прогулки" Райкин затрагивал самые различные темы, говорил о строительстве, о театрах, о магазинах, о памятниках и даже о телефонах-автоматах.

За период работы Ленинградского театра миниатюр или "Театра Райкина" поставлено множество спектаклей, а самим Райкиным сыграно более тысячи ролей. 

Читайте рассмотрение ролей в следующей статье.

Сopyright © 2015 by lisse-art.ru. Все права защищены. Запрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельца — "Актерской школы Екатерины Рохинской".

3 августа 2015