Марина Абрамович. Великая перформансистка
Давайте сначала разберёмся, что такое перфОрманс (возможно произношение «перфоманс»). Впервые это слово употреблено в 1952 году, а как направление – сформировалось в 60-е годы прошлого века. Прежде всего, это авангардное искусство, как связанное с «театральной школой», так и нет. Оно имеет различные формы проявления и зависит от действия художника, времени и места проведения, выставленного объекта, идеи автора и, зачастую, присутствия самого автора в рамках перформанса.
Марина Абрамович (1946, Югославия) как сама, так и её творчество вызывают шок у неподготовленной публики. Люди даже падают в обморок. Такова сила её работ. Она заставляет думать. Будет возможность – прочитайте и посмотрите об инсталляциях «Ритм 0», «Смерть себя», «Отношения в пространстве», «Коммунистическое тело, Капиталистическое тело», «В присутствии художника», «Губы Томаса». Снят короткометражный фильм (2006) «Балканский эротический дневник». Темы, которых она касается – от сугубо личных, психолого- и социально- ориентированных до крайне острых политических и национальных.
Главное для сербской художницы - личность и индивидуальность человека, а её работы – некий перенос «проблем» на собственное тело; оно и является объектом искусства. Именно тело и харизма выступает главным действующим лицом инсталляций такой спорной, но не могущей не волновать Абрамович.